Публикации

О подростковой тревожности

Статьи
Тревога подобна огню: она может помочь нам обрести безопасность и тепло, а может полностью уничтожить наше имущество и жизнь. Иногда бывает полезно немного поволноваться. А когда мы идем по пустынной улице ночью, тревога держит нас в напряжении и заставляет быть готовыми сражаться или бежать, если возникнет опасная ситуация. Это ситуативная тревога.

Но для многих людей, особенно подростков, тревожность может стать нормой, а не исключением. Просто войти в класс или оказаться в группе незнакомых людей становится слишком трудной задачей, а подчас — и кризисной ситуацией. И чем чаще дети переживают пугающие события, тем вероятнее тревожность превращается в хроническое состояние.

Вот некоторые вещи, которые родителям и учителям следует знать о подростковой тревожности.

Тревога имеет физические симптомы, связанные с негативным мышлением

Сначала возникают негативные тревожные мысли, такие как «Никто меня не примет, не полюбит» или «Все будут думать, что я глупый», «Меня осудят, отвергнут». За этими мыслями следуют испуг и физические симптомы, такие как боль в животе, диарея или дрожь и поверхностное учащенное дыхание.

Молодым людям нужно научиться не только менять свое мышление на позитивное («Это будет неловко, но я справлюсь»), но и научиться успокаиваться, справляться с физическим стрессом (например, медленно и глубоко дышать). Приобретение этих навыков поможет подросткам быть уверенными, что они в силах совладать с неприятными чувствами, а не избегать их. Обучение требует времени, некоторых усилий и помощи взрослых.

Борьба с тревогой требует навыков решения проблем

Жизнь полна неопределенности и серых зон. Родители совсем маленьких детей помогают им ориентироваться в сложных ситуациях. Но подростки должны владеть навыками самостоятельного решения проблем, чтобы терпеть неопределенность, не избегая её, поскольку избегание только ухудшает ситуацию и усиливает тревогу. Выработка этих навыков также требует практики и времени.

Подростки более чувствительны к стрессу

Подростковый организм — это лаборатория химических и физиологических реакций, которые могут заставить переживать любую жизненную ситуацию слишком эмоционально.

Именно в подростковом возрасте человек начинает овладевать навыками принятия решений, но на данном этапе решения чаще всего импульсивны, то есть чрезмерно подвержены эмоциям. Это происходит потому, что в мозге подростка все еще преобладает лимбическая система, ответственная за эмоции, а префронтальная кора, отвечающая за рациональность, еще недостаточно развита.

Половое созревание является началом серьезных изменений в лимбической системе, которая не только участвует в регулировании сердечного ритма и уровня сахара в крови, но также имеет решающее значение для формирования памяти и эмоций.

Вместе с гормональными изменениями это может приводить подростков к интенсивным переживаниям ярости, страха, агрессии (в том числе к себе), возбуждения и сексуального влечения. Как справляться с этой бурей чувств подрастающие дети еще не знают.

Эти гормональные изменения делают подростковый возраст особенно сложным для преодоления тревожности. По мере того, как дополнительные области головного мозга начинают обрабатывать эмоции (17-18 лет), подростки достигают некоторого равновесия между импульсивным и рациональным поведением. Но до тех пор они могут и, вероятнее всего, будут неправильно интерпретировать слова родителей и учителей и будут отыгрывать эмоции действием (импульсивность).

Поскольку формирование в мозге «системы тормозов» происходит с отставанием от формирования «системы ускорения», подростки нуждаются в более высоких дозах риска, чтобы чувствовать себя хорошо. Это делает их уязвимыми в смысле экстремального «испытания себя», склонности к рискованному поведению.

Комплексы и компании

Социальная тревожность подростков поступательно возрастает в процессе обучения абстрактному мышлению. Абстрактное мышление позволяет смотреть на себя глазами других. Это новое умение заставляет подростков переживать о том, что о них думают другие. Именно поэтому комплексы — неотъемлемая часть взросления, справиться с которой подрастающему человеку могут помочь друзья и любящие родители. Здесь очень важны поддержка и одобрение, критика же лишь усугубляет комплексы.

Отношения в подростковых компаниях с ровесниками позволяют подросткам учиться «взрослым» навыкам, таким как переговоры, компромисс и групповое планирование. Это практика взрослых социальных навыков в относительно безопасных условиях, что очень важно. Поэтому даже если ваши дети просто сидят с друзьями во дворе, они не бездельничают, а в определенном смысле работают и учатся.

Тревога — это замкнутый круг

Когда молодые люди тревожны, взрослые вокруг них легко могут стать тревожными в ответ. Но чем более тревожны родители и учителя, тем более они бывают контролирующими и негибкими.

Гиперконтроль взрослых в свою очередь порождает тревожность у подростков. Ведь если и взрослые встревожены, значит происходит что-то «действительно опасное».

Будучи взрослыми, нам важно справляться с собственной тревогой, связанной с нашими детьми и учениками, чтобы мы могли гораздо эффективнее управлять общей ситуацией. Спокойные, уверенные, доброжелательные взрослые редко испытывают затруднения в коммуникации с подростками. Задача взрослых заключается в том, чтобы помочь детям самим найти ответы на свои вопросы, а не делать это за них.

Если вы или близкий вам человек боретесь с тревогой за своих подрастающих детей, консультация и терапия могут помочь.