Вы из тех, кто не позволяет себе ошибаться? Когда это происходит, вы чувствуете себя неловко, стыдитесь и наказываете себя, верите, что другие теперь считают вас неудачником. Страдает ваша уверенность и самооценка, вы не можете простить себя.
Если вы ставите перед собой высокие и нереалистичные цели, имеете ярко выраженный страх неудачи, высокую самокритичность, убежденность в недопустимости ошибок и низкую самооценку, возможно, вы страдаете перфекционизмом.
В таком случае актуальный вопрос для вас: чего вам не разрешалось делать в детстве? Испачкать одежду, злиться, плакать. Не доесть обед. Получить тройку или четверку в школе. Отказаться от участия в соревновании или концерте, свободно выбирать себе друзей, занятия, школу и т.д. и т.п.
Существовало многое, что нам запрещали в детстве. Наши родители довольно часто говорили нам «нет», что мы должны и чего не должны. Они «лучше знали», что нам нужно. Начиная с рекомендации педиатра в роддоме, что ребенка нужно кормить каждые три часа. Как будто младенец — это машина, а не живое существо с врожденным инстинктом голода. Таким образом молодые матери теряют настоящий контакт с ребенком в самом начале. Потому что доверяют врачу больше, чем своему ребенку.
Неудивительно, что отношения с едой — одни из самых сложных в жизни взрослых.
Вторая ступень – ясли и детский сад. Социализация начинается очень рано. Дети едят, когда наступает время трапезы. Спят, когда пора ложиться спать. Играют, когда пришло время играть. Ритмичность организует и успокаивает, но так дети теряют контакт с собой.
Школа успешно фиксирует это состояние. Оценки — это выдумка цивилизации, дорого стоившая многим молодым людям. Если к этому добавить давление со стороны общества, родителей и сверстников, то у уверенности ребенка в себе нет шансов, за редким исключением.
Школа воспитывает перфекционистов
В начальной и старшей школе, даже в колледже вы не услышите, что ошибки — это правильно, что нормально делать ошибки в процессе обучения. Хотя учиться лучше всего, делая ошибки. Обучение ориентировано на достижения и соревнования.
Учителя любят умных, интеллигентных, способных, любознательных и самостоятельных учеников. Если ребенок не принадлежит к этой группе, его склонны объявлять медлительным, незаинтересованным, ленивым, неразумным или непослушным. Велика вероятность, что он превратится в расстроенного, несчастного и «нелюбимого» молодого человека, в «неудачника». Он никогда не простит себе, что не был таким умным и успешным, как другие дети.
Умные дети склонны к перфекционизму. Те, от кого учителя ждут максимума. Их отправляют на соревнования, олимпиады и отмечают их успехи. Их постоянно сравнивают с другими детьми. Родители вознаграждают отличные оценки и злятся на все, что ниже очень хорошей оценки. Невозможно понизить планку. Эта история продолжается в средней школе и колледже, затем переносится и в профессиональную жизнь.
Если вы перфекционист, вам могут помочь следующие «разрешения»:
Никто не идеален. Нет ни «черных», ни «белых», мы все «серые». Каждый имеет «светлые» и «темные» стороны. Важно осознавать и те, и другие и принимать себя такими, какие мы есть — не идеальными, но уникальными в этом мире.
Ошибки допускаются. Ошибки — это нормально, особенно в процессе обучения новым навыкам. Ошибки запоминаются и усваиваются лучше, чем успех. Тот, кто осуждает других за ошибки, имеет проблемы с самим собой. Возможно, он проецирует собственные страхи неудач? Это точно не ваша история.
Снизьте свои ожидания от себя. Возможно, ваши учителя, преподаватели и родители возлагали на вас большие надежды, когда вы росли. Однако теперь вы взрослый человек и несете ответственность лишь за свои действия. Невозможно быть идеальной матерью, поваром, домохозяйкой, женой и руководителем, это иллюзия. Вы неидеальны, но достаточно хороши.
Позволяйте ошибки другим. Если вы очень критично относитесь к другим — это признак того, что вы очень критично относитесь к себе. Значит, вы не принимаете свои недостатки, ставите необоснованные цели, имеете жесткие стандарты. Вы редко удовлетворены, откладываете или переносите выполнение задач. Все это приводит к хроническому стрессу и выгоранию.
Все не так, как мы себе представляли. Планы — это идеальные сценарии в нашей голове. Но у жизни есть свои планы. Позвольте им осуществиться. Жизнью, как и другими вещами и людьми, нельзя управлять. «Все или ничего» в жизни не работает, контроль — это иллюзия. Жизнь предлагает нам билеты на различные маршруты. Принимайте предложения и будьте счастливы!